Футбольное поле вместо свалки в Соловьёвом овраге
15.01.2015 в 11:42
Соловьёв овраг, загрязнённый радиоактивными отходами, становится предметом обсуждений - как в прессе, так и во власти уже не первое десятилетие. И только теперь благодаря вмешательству парламентариев Законодательного Собрания области проблема близка к разрешению.
Для начала напомним, что это место на севере Ульяновска получило репутацию радиоактивной свалки еще пятьдесят лет назад, когда сюда с местного радиолампового завода свозился шлам от пожара, случившегося на предприятии. Он-то и содержал изотоп радия-226. В результате 1-я и 2-я улицы Попова, прилегающие к оврагу, стали участками с повышенным радиофоном. Общая площадь загрязнения - 35 гектаров (или это 42 полноценных футбольных поля).
Сравнение с футболом не случайно, поскольку в соответствии с генеральным планом города на месте Соловьёва оврага будет построен стадион. Разумеется, только после окончания всех работ по дезактивации оврага. Это крайне важный этап, ведь настоящий момент в зоне, которая считается заражённой, находится более десятка жилых домов, а также строения гаражных кооперативов.
Реальное движение
В этом году комитет Законодательного Собрания области по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды провел три совещания по вопросу обеззараживания многострадальной территории. На последнем из них, состоявшемся в начале декабря, приняли участие главный эколог области Дмитрий Федоров, руководитель регионального управления «Роспотребнадзора» Дмитрий Бородков, руководитель Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валентина Казакова, директор МУУП «Стройзаказчик» Александр Шканов, председатель комитета по экологии администрации муниципального образования «Город Ульяновск» Данила Урдин, главный эколог НИИАРа Александр Соболев. Цель совещания - определение стадии, на которой сегодня находится процесс подготовки дезактивации объекта.
На сегодняшний день городская администрация стоит на пороге подписания соглашения с «Росатомом» по дезактивации Соловьева оврага. Следует понять, что без этого документа невозможно начальное выделение федеральных средств, а равно и определение размера софинансирования из бюджетов области и города.
Так же начало работ обусловлено оформлением земельного участка, на котором находится Соловьёв овраг. Этот вопрос на сегодняшний день уже решён – участок передан на баланс города, и после очистки здесь развернётся строительство вышеупомянутого спортивного объекта.
Поддержка сенатора
Возвращаясь к декабрьскому совещанию в региональном парламенте, стоит отметить, что по его итогам было решено обратиться к члену СФ Федерального Собрания РФ Сергею РЯБУХИНУ с просьбой от депутатов посодействовать в ускорении оформления соглашения с «Росатомом» по вхождению в государственную федеральную программу «Обеспечение ядерной безопасности и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2025 года».
Нужно отдать должное сенатору – он откликнулся на просьбу и практически уже оказывает помощь, лоббируя в федеральных структурах вопросы по очистке заражённого оврага и прилегающей к нему территории.
Разумеется, всё это – вопрос не одного дня. Предстоит определить объем работ, решить технические вопросы, определить место, куда будет вывозиться загрязненный грунт. Специалисты в области ядерных технологий утверждают, что это небыстрый и дорогостоящий процесс. Но, по словам председателя профильного комитета Законодательного Собрания Виктора АНТИПОВА, прогресс в решении вопроса Соловьева оврага уже ощутим, поскольку проблема решается параллельно по нескольким направлениям. Так, губернатор Сергей МОРОЗОВ поручил городской власти провести межевание земли, с тем чтобы определить точные границы очага радиации, и, конечно, подготовить необходимые документы для заключения договоров и проведения тендеров по выбору подрядчика.
Как бы то ни было, дело сдвинулось с мёртвой точки, а это даёт реальные надежды сыграть в футбол на месте злополучного оврага, не опасаясь радиации.
Сергей АЛЁХИН
"Аргументы и факты" - Ульяновск, декабрь 2014 г.