Сергей Нарышкин: "Резать с умом"
25.06.2015 в 12:09
Сергей Нарышкин предостерегает от необдуманного сокращения расходов Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на парламентских слушаниях предостерег минфин от "незамысловатого секвестирования бюджета". В частности, без согласования с парламентом урезаются траты на законодательную власть. Нарышкин сообщил о том, что собирается инициировать поправки, которые обяжут кабмин согласовывать оптимизацию бюджета Госдумы и Совфеда с самими парламентариями. На парламентские слушания был приглашен в числе прочих представителей кабмина и министр финансов Антон Силуанов. Ему в основном и адресовал свои предложения спикер Госдумы. В условиях санкций оптимизировать бюджетные расходы, безусловно, нужно, подчеркнул Сергей Нарышкин. Но не бездумно: нельзя заниматься "незамысловатым секвестированием бюджета на 5, 10, 15 процентов". Нужно сокращать неадекватно завышенные затраты, учитывать долгосрочные цели, убежден спикер Госдумы. В этой связи Нарышкин, по его словам, не понимает "логику уважаемых сотрудников министерства финансов" в части сокращения расходов на законодательную и судебную ветви власти. "Я не думаю, что профессиональные финансисты могут оценивать эффективность их работы, да и не должны этого делать", - отметил он. Однако с судебной властью изменения все же согласовывают, а с законодателями - нет. Сергей Нарышкин предлагает это исправить и вместе с коллегой из верхней палаты Валентиной Матвиенко готов инициировать необходимые поправки. Антон Силуанов в целом согласился с такой постановкой вопроса. У спикера Госдумы было еще немало замечаний. Депутатов, по его словам, не удовлетворяет низкое качество реализации госпрограмм, а также решения о строительстве новых объектов на фоне большой "незавершенки". Ежегодно объем незавершенного строительства возрастает почти на 100 млрд рублей. Порядок может навести переход на утверждение таких адресных программ в законе о бюджете, считает парламентарий. По его ожиданиям, такой закон будет принят до начала формирования бюджета на ближайшую трехлетку. Нарышкин считает необходимым и укрепление законотворческой дисциплины кабмина. Он предлагает определить конкретный срок, в который минфин должен будет предоставлять в нижнюю палату проект основных направлений бюджетной политики. Дело в том, что из-за цейтнота у депутатов толком нет времени, чтобы разобраться с важным документом. Замечания своего ведомства высказала и глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Эффективность текущих расходов бюджета невысокая, признал Антон Силуанов. По его словам, необходим "перезапуск" госпрограмм. "К сожалению, у нас пока преобладает не программно-целевой, а полученческий подход, - не стал отрицать он. - Мы формируем бюджет, исходя из ранее принятых решений, а не из целей и задач, которые необходимо достичь". Кроме того, для оценки эффективности госпрограмм и других расходов нужно привлекать независимых экспертов, считает министр. То есть создать своего рода "центр реформ".
Еще одно требуемое новшество - переход на критерии нуждаемости и адресности в сфере соцрасходов. "Среди граждан, получающих соцвыплаты, более 50 процентов не относятся к категории нуждающихся. А среди самих нуждающихся соцподдержку получают менее 50 процентов", - посетовал министр. Глава Минтруда России Максим Топилин поспорил с коллегой: ветеранам такие выплаты нужно платить вне зависимости от того, нуждается ли защитник Отечества или нет. "Здесь принцип адресности связан с заслугой, достижениями человека", - объяснил он. То же касается и чернобыльцев. Для оценки эффективности госпрограмм нужно привлекать независимых экспертов.
Татьяна Замахина, «Российская газета» от 24.06.2015