Сегодня в гостях у рубрики «Интервью без галстука» заместитель председателя Законодательного собрания области, руководитель региональной общественной приемной Путина и председатель Ульяновского Союза журналистов Тамара Дмитриева. Отвлечь ее от работы оказалось непросто, но «НГ» все же удалось разговорить Тамару Александровну и узнать о ней побольше.
— Тамара Александровна, вы окончили историко-филологический факультет Ульяновского пединститута, а кем мечтали стать в детстве?
— Сколько себя помню, всегда хотела быть журналистом. После уроков я брала блокнот, ручку и отправлялась «на работу» — в нашем селе был большой животноводческий комплекс, и я писала для школьной стенгазеты заметки о людях, работающих здесь. Иногда посылала заметки в районную газету и очень радовалась, когда их публиковали. Мои мама и папа — заслуженные работники торговли — всегда мечтали, чтобы я пошла по их стопам, но я поехала поступать на журфак в МГУ. Дважды пыталась пробиться туда, но, к сожалению, безуспешно. После второй попытки мама сказала: «Все, больше я тебя в Москву не пущу!». Я подала документы на историко-филологический факультет Ульяновского пединститута и, поступив, все пять лет ходила на факультатив по журналистике. После института получила направление в школу в селе Никулино Николаевского района. Но туда так и не доехала — пока ждала автобус до Никулино, встретила сотрудницу газеты «Знамя Ильича», и она отвела меня к редактору «районки». Я ни разу не пожалела, что сделала такой выбор. В этой газете я прошла хорошую школу. Ведь журналистика, как и политика, очень конкурентная и интересная профессия.
— Ваши родители работали в торговле, а свое хозяйство у вас было?
— Да, у нас было большое хозяйство, как и у всех в деревне: утки, гуси, овцы, корова. И, конечно, мне приходилось помогать родителям. Мама с папой с утра до вечера были на работе, поэтому я и за стадом ходила, и корову доила — все умела.
— Сейчас в родном поселке бываете?
— Там осталось совсем мало домов и жителей, но я иногда все равно заезжаю. Там все родное, там мои корни... В соседнем селе Чириково похоронена моя мама, минимум два раза в год я обязательно езжу на кладбище. Всех жителей знаю, со всеми общаюсь, некоторые иногда звонят по старой памяти, просят помочь.
— А внучек в деревню возите?
— Они еще маленькие — подрастут, и обязательно поедем. А дочь у меня там часто бывала, даже жила какое-то время у моей мамы. Я ведь на работу вышла, когда Лене всего месяц исполнился — некому было работать в газете. Бывало, я по заданию редакции куда-то съезжу, поговорю с людьми, потом домой — дочку покормлю, и опять на работу.
— Дочь не обижалась, что вы уделяете ей мало внимания?
— Иногда обижалась, но это приучило ее к самостоятельности. Некоторые родители во всем помогают своим детям, а у меня дочь все делала сама — и профессию выбирала, и документы в вуз подавала, и в Америку в рамках студенческого обмена работать поехала. Вот тогда я до слез напугалась — страшно было отпускать ее, но характер у нее кремень: сказала — сделала. Теперь я понимаю, что она была права, это была отличная школа и в житейском плане — кем она только там не трудилась, чтобы заработать на жизнь, и в учебе — это была для нее прекрасная языковая практика.
— Вас,наверное,трудно назвать типичной бабушкой. С таким графиком работы вряд ли есть время печь пирожки и вязать носочки.
— Носочки я действительно не вяжу — не умею. Готовить люблю, но времени не хватает. А внучек беру за ручки (им сейчас 1 год и 3 месяца, они уже начали ходить) — и вперед! На Пасху мы с ними осваивали улицу Гончарова, смотрели кукольный театр. Вот еще чуть подрастут, и будем ходить на спектакли. А пока они обожают смотреть мультики, особенно российские, любимый — «Бременские музыканты». Вообще я самая счастливая бабушка на свете — ведь у меня растут сразу две прелестные внучки. И хотя они двойняшки, но и внешне, и по характеру совсем разные — одна серьезная, другая забияка.
— А как вы узнали о рождении внучек?
— По телефону. Вообще-то дочь мне хотела подарок сделать: у меня день рождения 1 февраля, и внучки тоже должны были родиться 1 февраля. Но им, видимо, не терпелось, так что они родились 31 января. Теперь у нас два праздника: сначала их день рождения, потом мой.
— Тамара Александровна, вы сказали, что любите готовить. Какое блюдо любимое?
— Вообще я сладкоежка, мой любимый десерт — чернослив с грецкими орехами. Каждую черносливенку надо начинить грецким орехом, а потом залить все взбитыми сливками с сахаром — потрясающе вкусно. И полезно. Из «серьезных» блюд больше всего люблю рыбу — в любом виде, а вот к мясу я равнодушна.
— А где вы обедаете?
— Либо в столовой Законодательного собрания, либо... нигде. Я понимаю, что это неправильно, но работа не дает возможности питаться регулярно. Ужин тоже бывает не всегда, но стакан кефира перед сном выпиваю обязательно.
— Вы были признаны лучшим PR-специалистом за организацию рекламной кампании UAZ-Hunter (2003 г.) и UAZ Patriot (2005 г.). Сами автомобиль водите?
— Водить машину умею, права у меня есть, а вот машины нет. Надеюсь, когда-нибудь появится!
— А какую вы хотели бы машину?
— Я люблю большие машины. Я ездила на «уазике», как раз на «Патриоте». Машина тяжелая, но после нее легко сядешь на любую другую.
— А по автозаводу скучаете?
— Первый год, после того как ушла, когда проезжала мимо, у меня на глазах слезы наворачивались. Страшно хотелось открыть дверь, пройти через проходную... Но я понимаю, что дважды в одну реку не входят. Сейчас у меня другой период жизни, не менее интересный и полезный, в том числе и для заводчан. Многие из них приходят ко мне на прием, просят помочь им в решении каких-то проблем или отстоять их права.
— Почему вы выбрали политическую карьеру?
— На прошлой неделе я проводила парламентский урок в школе, и ребята задали мне аналогичный вопрос. Я ответила, что карьеру сделала на автозаводе, где проработала 17 лет, а политика для меня — это тот инструмент, который позволяет улучшить жизнь других людей. Кстати, на выборы мне предложил пойти коллектив УАЗа. Я решила попробовать. Во время выборной кампании очень много общалась с самыми разными людьми, провела больше 300 встреч, и в этом, считаю, залог успеха. Бывала в разных аудиториях, волновалась перед встречами. Часто мне задавали очень острые вопросы, на которые я и не знала, как ответить. Но всегда старалась быть честной и, если не знала ответа, так и говорила. Люди воспринимали это нормально: человек в политике должен оставаться самим собой и ни в коем случае не давать пустых обещаний.
— Некоторые считают, что чиновник не должен занимать должность председателя Союза журналистов. Что отвечаете на критику?
— Я много лет в этой профессии, а политика дала дополнительные возможности решать вопросы, в том числе и для журналистского сообщества. Когда я стала депутатом, у меня была мысль сразу же отказаться от должности председателя Союза журналистов. Но, как выяснилось, во многих регионах, в том же Татарстане и Нижнем Новгороде, депутаты являются председателями региональных Союзов журналистов. Одно другому не мешает.
— Ваша формула успеха?
— Если коротко: вижу цель, не вижу препятствий. Главное — не ставить себе искусственных преград, не опускать руки, считая, что сделать намеченное невозможно. Надо просто работать, методично добиваться цели, и тогда все получится.
— А бывает ли все-таки, что руки опускаются и ничего не хочется делать?
— Как у любого человека, бывали в моей жизни «черные полосы». Но я человек верующий — это мне помогает. А еще в таких ситуациях мне помогают книги. Я очень люблю читать, люблю классику, поэзию, историческую литературу и иногда совершенно неожиданно для себя нахожу в книгах, написанных много лет назад, ответы на самые острые актуальные вопросы. Ну и, конечно, самое лучшее лекарство от стресса — это улыбки моих внучек.
— Я слышала, вы каждое утро делаете зарядку. Во сколько же нужно вставать, чтобы все успеть?
— Ежедневно я просыпаюсь в полшестого утра, даже в выходные — будильник в голове звенит. И каждое утро делаю зарядку. Если я ее не сделаю — буду выбита из колеи на целый день. Комплекс упражнений на пять-семь минут позволяет мне быть в форме, заряжает энергией.
— Я знаю, что вы любите плавать. Ходите в бассейн?
— Честно говоря, сейчас не хватает времени, но я обязательно возобновлю эту практику. Я без плавания не могу.
— В Волге когда последний раз плавали?
— Прошлым летом. В теплые дни, когда езжу в район, где есть Волга, стараюсь брать с собой купальник и на обратном пути прошу водителя остановиться на полчасика, поплавать. Я считаю, что нам очень повезло, что мы живем рядом с этой великой рекой. Многие иностранцы, которые к нам приезжают, называют Ульяновскую область Волжской Швейцарией. Может, Европа и красивая, но там нет Волги!
— Вы красивая женщина — блондинка с голубыми глазами, да еще к тому же добрая, умная. От мужчин, наверное, отбиваться приходится?
— Скажем так — мужским вниманием я не обделена. По крайней мере, я никогда не бываю без цветов.
— Кого вы считаете своими учителями в жизни?
— Мне всегда везло на хороших, мудрых людей, и я благодарна судьбе за это. Среди них — мои институтские преподаватели: Екатерина Никитина и Нина Воронина, мой первый редактор Михаил Мазаев, который фактически научил меня профессии журналиста, и дал тем самым путевку в жизнь. Сейчас в Законодательном собрании со мной работают замечательные, профессиональные люди, опытные политики. На автозаводе рядом тоже всегда были мудрые люди — Петр Жуков, Виктор Салатов, Алексей Полбин, Лев Старцев. Все они прошли войну, некоторых, к сожалению, уже нет в живых. Это удивительные люди, удивительное поколение. В преддверии 9 Мая я хочу поздравить всех фронтовиков и тех, кто ковал Победу в тылу, с этим великим праздником. Счастья вам и здоровья, дорогие ветераны!
5.05.11 "Народная газета"