Мария Шпак: «Дорога ложка к обеду»
21.12.2023 в 10:59
За всю историю Законодательного собрания Ульяновской области – 27 лет, семь созывов – в его составе было всего 15 женщин и лишь трое из них возглавляли комитеты. Сегодня наш собеседник – самая молодая представительница прекрасного пола, ставшая у руля комитета, более того - у руля бюджетного комитета, Мария Шпак.
- Мария Александровна, женщины в законодательной власти регионального уровня встречаются заметно реже, чем в исполнительной. Как думаете, почему?
- Во-первых, если говорить об одномандатных избирательных округах, то женщинам сложнее пройти такую затратную в физическом и в моральном плане предвыборную кампанию. Здесь мужчины не просто сильнее физически, но и обладают большей волей и, что в этом случае ценно, другим менталитетом. Они проще реагируют на массу как личных, так и общественных проблем, которые обрушиваются на тебя, когда ты, что называется, «выходишь в поля», начинаешь работать с избирателями. Также в силу характера мужчины свободнее относятся к конкуренции и легче переживают поражения.
Ну и во-вторых, три четверти депутатов ЗСО работают на безвозмездной основе, совмещают депутатскую деятельность с другой работой, и такое совместительство, идущее в ущерб семье, им опять же дается проще, чем хранительницам очага.
- Ощущаете себя «лицом» Законодательного собрания?
- В своем избирательном округе каждый депутат - лицо ЗСО…
- Нет-нет, я имею в виду вас как молодую и красивую женщину, представляющую ЗСО в целом.
- (
кивает головой, соглашаясь, но продолжает свое) Поскольку я возглавляю бюджетный комитет, я, конечно же, представляю весь регион в части развития бюджетного законодательства, развития предпринимательства и других экономических направлений и ощущаю себя частью большой команды и, конечно, лицом этой команды, лицом Законодательного собрания.
- По-вашему, какой возраст лучше для регионального депутата?
- Думаю, здесь нет какого-то определенного «лучшего» возраста. Все считается по мироощущению самого человека. Кто-то успешно применяет большой жизненный опыт и знания, полученные с годами, кто-то берет молодостью и активной жизненной позицией. Наверное, именно сочетание опыта и активности и должно приводить к самым верным решениям.
- Как получилось, что являясь одним из самых молодых депутатов, вы возглавили один из самых важных комитетов? Были ли еще претенденты на должность председателя бюджетного комитета?
- Мою кандидатуру выдвинула фракция «Единой России», окончательное решение принималось на партконференции. Я согласилась на предложение однопартийцев. Были ли у партии другие кандидатуры, честно, не знаю. Обсуждение шло на политсовете, я на нем не присутствовала.
- Только закончились выборы, только вас утвердили председателем комитета, и сразу же – необходимость принимать бюджет следующего года. Как далась эта большая по объему, но обязанная уложиться в короткий срок работа?
- У меня было преимущество, я работала в минсельхозе и знала, как формируется бюджет конкретного исполнительного органа власти, конкретного ГРБС. Затем, будучи главой администрации района, принимала участие в формировании муниципального бюджета. То есть все принципы этой работы мне известны. Главное здесь – соблюсти баланс интересов. Уверена: бюджет должен быть, в первую очередь, социально ориентированным, но при этом и направленным на развитие. Поэтому мне импонирует, что в принятом нами бюджете на 2024 год полностью заложена зарплата бюджетников и все дополнительные доходы можно спокойно направлять на развитие реального сектора экономики, на ремонт и создание инфраструктуры. Так что сложностей в работе над бюджетом не было. Да, дискуссии с министерствами о том, как вернее расставить приоритеты, были. Но в итоге, что не может не радовать, мы всегда приходили к общему знаменателю. Хочу добавить, что сегодня важнейшей бюджетной целью должно быть привлечение федеральных средств. Как минимум, по несколько рублей на каждый региональный рубль. Федеральных проектов и программ достаточно, нам просто надо быть документально готовыми и находить деньги на софинансирование.
- Вы заметно активнее своих предшественников ведете заседания комитета. С чем это связано – с особенностями характера, с молодостью, с вашей поведенческой моделью, или это временно, пока полностью не войдете в роль?
- Это связано с опытом бюджетной работы, с пониманием процессов. Поймите, любые вопросы, обсуждения говорят о каком-то конструктиве. Какой смысл от законодательного органа, если все принимается легко и спокойно, без заострения тем?
- Как вы относитесь к закредитованности Ульяновской области? Ряд специалистов не видят ничего страшного в долговой нагрузке регионов…
- Также не вижу ничего опасного при условии, что регион может обслуживать свой долг. Да, остаются еще вопросы структуры госдолга, и здесь, конечно же, необходимо стремиться к снижению доли коммерческих кредитов и увеличению доли кредитования из федерального бюджета. Мало того, что это средства на больший срок и под меньшие проценты, так они еще и направляются именно на развитие. Насколько нам это удается? Никогда не ссылаюсь на работу своих предшественников, мы пока действуем в доставшейся нам данности. Но мы уже обсуждали и с минфином области, и с губернатором, и с Сергеем Николаевичем Рябухиным (
сенатор от ЗСО, член бюджетного комитета Совета Федерации – Г. К.) возможность участия региона в дальнейшем распределении бюджетных кредитов. Если кто не знает, из почти двух миллиардов рублей дефицита бюджета области на следующий год полтора миллиарда – это как раз инфраструктурный бюджетный кредит, который мы возьмем под три процента на 15 лет, и я считаю, что это очень большой плюс. Ведь инфраструктура для развития нужна именно сейчас. Как говорится, дорога ложка к обеду, и если нет возможности что-то сделать за свои деньги, надо занимать.
- Представьте, в бюджете появились три дополнительных миллиарда, распределение которых зависит только от вас. На что бы вы их направили?
- Я бы разделила их на три равные части. Миллиард на соцсферу – на образование, здравоохранение, культуру. Второй – на инфраструктуру, на газификацию соцучреждений в селах, на вопросы водоснабжения. И третий миллиард – на поддержку промышленных предприятий. У нас есть необходимые региональные программы, которые окупаются ростом зарплат и налогов.
- Вы родились в Новомалыклинском районе, возглавляли Чердаклинский, которые оба в левобережье, а на выборах победили по Новоспасскому округу, куда входят четыре района «южного куста» области. Вы хорошо знакомы с проблемами всех сельских районов?
- Это все специфика моей прошлой работы, когда я несколько лет руководила Агентством по развитию сельских территорий и буквально проехала всю нашу область вдоль и поперек. Знаю всех руководителей районов, много депутатов на местах, сельских старост – закон о них как раз и разработало наше агентство, и только потом он был принят на федеральном уровне. Так что, да, я знакома очень хорошо со всеми нашими сельскими районами.
- Насколько проблемен ваш округ?
- В округ входят четыре района – Новоспасский, Радищевский, Павловский и Старокулаткинский, и они очень разные. Новоспасский – самый развивающийся, там растет количество новых предприятий, там строится жилье, и, кстати, достаточно дорогое жилье, туда едут люди. И есть районы, куда очень сложно привлечь инвесторов, привести какое-то крупное предприятие, хотя бы по причине малочисленности населения, элементарного отсутствия потенциальных сотрудников. Так что в этих районах мы взяли курс на развитие малого предпринимательства. Но и кроме этого уже удалось кое-что сделать. Спасибо губернатору, в сентябре почти 150 миллионов рублей выделено на решение вопросов водоснабжения, являющегося самой критичной проблемой всех южных районов, доходящей до того, что воды летом может не быть неделями. На следующий год областной водоканал уже подготовил заявку на получение федерального финансирования под эти цели. Так что газификация, водоснабжение, поддержание в порядке социальных объектов – все это прописано в моих планах, все значится в собранных наказах.
- Вы живете за Волгой, как председатель комитета должны каждый день быть на работе в ЗСО в центре Ульяновска, а ваш избирательный округ начинается в 150 километрах южнее. Как будете справляться?
- Ну от Ульяновска я живу не так далеко, всего полчаса езды. С учетом наличия двух мостов какие-то дорожные проблемы можно вычеркивать. В свой же округ я езжу раз в неделю обязательно провести личный прием и обсудить с главами администраций районов и поселений заранее намеченные вопросы. При этом не секрет, что все главные решения формируются в Ульяновске. В общем, отвечая на вопрос, каких-то сложностей я не вижу. Пока, во всяком случае
- Будучи главой администрации района, вы сказали: «Просто нужно быть с людьми в постоянном диалоге. В постоянном и личном». Кто ближе к народу – глава района или депутат Законодательного собрания?
- Однозначно, глава района. Он всегда находится на территории и в его обязанности входит решение вопросов исключительно местного значения. Проще говоря, он всегда рядом и ни на что не отвлекается. В отличии от него, депутат регионального уровня не должен решать вопрос расчистки от снега каждой тропинки в отдаленном селе. Нет, он, конечно, может этим заниматься, но тогда у него больше ни на что не останется времени, учитывая размеры избирательных округов. Приведенную вами фразу я сказала, возглавляя Чердаклинский район, когда мы организовали чаты во всех поселениях, объединившие жителей, и которые я ежедневно лично просматривала, чтобы оперативно реагировать на жалобы и решать вопросы.
- Сегодня со своими избирателями в чатах общаетесь?
- Да. Проводя избирательную кампанию, я проехала почти все населенные пункты четырех южных районов и добавилась во все существующие тогда поселенческие чаты. Сейчас, когда они появляются там, где не было летом, меня в них сразу же включают, и я, конечно же, эти чаты отслеживаю. Пусть не с такой оперативностью, как это было в одном, Чердаклинском районе, но обращения к себе вижу. Кстати, и по расчистке дорог тоже обращаются. Оперативная работа через звонки и мессенджеры очень повышает доверие. К примеру, житель Павловского района (
самый дальний район Ульяновской области – Г. К.) через электронную систему записывается в областную больницу в Ульяновск на вторник, четверг и пятницу, к разным врачам. Представляете, ему надо потратить три дня, а то и больше на эти визиты. Он делится проблемой в мессенджере, и я ее здесь решаю непосредственно через минздрав. Да, очень благодарна всем структурам исполнительной власти за то, что всегда идут навстречу.
- Что вам дала работа главой администрации района и чему рассчитываете научиться, став депутатом?
- Наверное, главное, чему научила работа главы, это понимание самого процесса реализации программных мероприятий. В минсельхозе я научилась, как написать заявку, чтобы выделили финансирование. Но кроме получения денег, их еще нужно уметь грамотно, с максимальной пользой и эффективностью потратить. И работа главой администрации как раз помогла мне понять все подводные камни, все нюансы этого процесса. Контрактация, взаимодействие с подрядчиком, подписание актов приемки, контроль – у всего этого масса острых углов, и без должного опыта их не понять. В личном же плане я научилась быстро принимать решения и не колебаться.
На вторую часть вопроса отвечу так. Думаю, депутатская работа научит меня стратегическому планированию. Здесь необходимо думать не только о настоящем, но и о будущем, депутаты должны выстраивать стратегическую перспективу развития области.
- Совсем недавно вы вошли в состав Палаты молодых законодателей при Совете Федерации РФ. Это какая-то помощь в профессиональном росте или просто почетное место и дополнительная нагрузка?
- Я думаю, конечно, помощь. Во-первых, это общение, новые знакомства и новый опыт других субъектов. Депутаты — это не только хозяйственная работа, это еще и законотворческая инициатива, должная изменять уровень жизни в регионе, и Палата молодых законодателей – само название говорит – этому способствует. Во-вторых, это знакомство с сенаторами, что тоже новый опыт.
- Чуть более года назад вы возглавили образовательное пространство «Школа креативных индустрий». Что это такое и зачем оно вам?
- У нас очень хорошие взаимоотношения с министром искусства и культурной политики Евгенией Евгеньевной Сидоровой. И однажды она меня неожиданно пригласила и предложила возглавить этот федеральный проект. В 2021 году наша область вошла в число победителей конкурса на создание таких школ, выделено было 69 миллионов рублей, и сделать все надо было быстро, с чем мы справились – начав обсуждение в конце мая, в октябре мы это пространство уже открыли. Я не имею никакого отношения к педагогике, и меня, по сути, пригласили в качестве своего рода антикризисного менеджера. Дело в том, что перечень оборудования для закупки был обозначен очень жестко, а начались санкции, доллар вырос, изменились цены, все шло через электронные площадки – для решения этих задач меня и позвали. Считаю, у нас получился отличный, востребованный проект. Эта школа – некий аналог классической школы искусств. Кто-то любит рисовать, а кто-то – фотографировать, кто-то учится классической музыке, а кто-то – электронной. И школа креативных индустрий дает возможность научиться именно новым форматам искусства. После выборов я ее покинула, но знаю - проект успешно развивается.
- У вас дипломы юриста, экономиста и менеджера. Так понял, учились вы всему почти одновременно. Поделитесь секретом, как удалось?
- Поделюсь. (
Смеется). Первый мой вуз – Ульяновская сельхозакадемия, сейчас – аграрный университет. Тогда была возможность получить одновременно две специальности в одном вузе, и по специалитету у меня «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», а по бакалавриату – «Менеджмент». Но я всегда мечтала быть юристом, на что родители после школы мне сказали: «Сначала выучись на экономиста, вот здесь, рядом с домом, а потом делай, что хочешь». На третьем курсе сельхозакадемии я практически закончила бакалавриат и поступила в УлГУ на факультет дополнительного образования по специальности «Юриспруденция». То есть я получала одновременно все-таки не три, а две специальности. Да и студенткой я была хорошей, Президентской стипендиаткой на 4-5 курсе, в общем, сложностей не было, а рецепт один – надо хорошо учиться.
- И завершающий блиц, Мария Александровна. Достоевский или Пелевин?
- Скорее Достоевский.
- Ваенга или Zivert?
- (
чуть задумавшись) Zivert.
- Художественная гимнастика или фигурное катание?
- Если посмотреть, то фигурное катание, а если поучаствовать – художественная гимнастика.
- Вы счастливы?
- (
спокойно и уверенно) Я счастлива.
- Чего себе пожелаете в Новом году?
- Чтобы все мои близкие, родные всегда были рядом и в нашем доме было все хорошо.
Ulpravda.ru 21.12.2023