Выступление Сергея Рябухина на заседании Вольного экономического общества, посвященного «Дню экономиста» 11 ноября 2017 г.

17.11.2017 в 11:22
Уважаемые коллеги!
 
Наша страна сейчас находится перед новым технологическим вызовом. В условиях санкций и существенно снизившихся цен на нефть мы должны занять ведущие в мире позиции в освоении самых передовых достижений «цифровой экономики».

Новый технологический уклад несет в себе по-настоящему революционные изменения в системе организации и управления экономическими процессами. Меняется сама система мотивации экономических субъектов. Во главе угла становится не робот или искусственный интеллект, а человек как конечный потребитель производимых товаров и услуг. И выигрывает тот, кто наиболее полно способен удовлетворить индивидуальные потребности каждого конкретного клиента.

Экономика становится все более сложной, дисперсной и трудно предсказуемой. Ни один чиновник не может заранее спланировать, чего захочет каждый конкретный человек в каждый конкретный момент времени, и какие новые технологии можно будет использовать для решения данной задачи. Поэтому существенно возрастает роль частного предпринимательства.

Наиболее успешными в развитии «цифровой экономики» будут те страны, где созданы наиболее благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, где существует эффективное антимонопольное регулирование, минимальная коррупция и есть незыблемые гарантии защиты частной собственности и в том числе интеллектуальной. 

Поэтому в бюджетной политике основной упор нужно делать не на увеличение бюджетных расходов, а на создание благоприятных макроэкономических и институциональных условий, направленных на стимулирование частных инвестиций.

Соответственно, мы должны менять принципы бюджетного финансирования национальной экономики и от прямой финансовой поддержки постепенно переходить к методам косвенного стимулирования, то есть к государственным гарантиям, налоговым льготам и бюджетным субсидиям.

Как раз на решение этих стратегических задач и нацелен проект федерального бюджета, который рассматривается сейчас Государственной Думой во втором чтении. Он строится на новом «бюджетном правиле», которое устанавливает «цену отсечения» в 40 долл. за баррель. Эта мера позволит слезть с «нефтегазовой иглы», сократить объем изымаемых из экономики финансовых ресурсов и сохранить у предприятий средства, которые они могли бы тратить на инвестиции.

Причем такой курс носит не временный, а долгосрочный, стратегический характер. Как сказал наш Президент на инвестиционном форуме «Россия зовет» в октябре текущего года, наша страна в 2019 году планирует сократить нефтегазовый дефицит федерального бюджета с нынешних 8,5% до 5,9% ВВП.  

И такая бюджетная стратегия уже сейчас дает ощутимый результат. Темп прироста инвестиций в основной капитал в этом году составит 4,1%, то есть почти в 2 раза превысит темпы экономического роста. Как предусматривает базовый сценарий Прогноза социально-экономического развития на следующие три года, этот показатель к 2020 году должен увеличиться до 5,7%

Стимулирование частных инвестиций будет осуществляться с помощью трех инструментов развития частно-государственного партнерства:

- программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, направленной на расширение инвестиционных возможностей указанной группы предприятий;

- создания на базе Внешэкономбанка «фабрики проектного финансирования», что предполагает отбор качественных проектов и их сопровождение на всех стадиях;

- создания эффективного механизма государственно-частного партнерства на принципах «инфраструктурной ипотеки», направленного на привлечение частного капитала в инфраструктурное строительство.

Но эффект от реализации этих мер может быть разным в зависимости от успешности проводимых преобразований. Именно поэтому базовый сценарий Прогноза не предполагает решения поставленной Президентом задачи достижения темпов экономического роста выше среднемировых показателей. В 2020 году этот показатель должен будет составить лишь 2,3%.

Но в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании» Прогноз содержит и целевой сценарий, который ориентирован на решение данной задачи. В нем предусмотрено, что в 2020 году темпы экономического роста в России составят 3,1%, а темпы прироста инвестиций в основной капитал -8,6%.

В своем заключении на проект федерального бюджета на следующие три года Счетная палата указывает на ряд рисков, которые могут помешать достижению целевого уровня экономического роста. Во-первых, это недостаточное количество средств, которые в плановом периоде предусмотрены на реализацию программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, такие инструменты как фабрика «проектного финансирования» и «инфраструктурная ипотека» еще в полной мере не «обкатаны». По ним еще не принят весь необходимый пакет законодательных и нормативно-правовых актов. Соответственно, нельзя в полной мере оценить макроэкономический эффект от их внедрения.

В-третьих, сам факт наличия значительных собственных средств в распоряжении у предприятий не означает, что они будут вкладываться в собственное развитие. Нам нужно продолжить усилия по улучшению делового климата.

В-четвертых, снижение темпов инфляции и ключевой ставки Банка России является необходимым, но недостаточным условием для начала нового «кредитного бума», перераспределения активов банковской системы в пользу инвестиций. Необходимо продолжать реализацию мер по совершенствованию нашей банковской системы.

В-пятых, существуют риски, что намеченные меры по повышению эффективности применения налоговых льгот могут привести к повышению налогового бремени и, соответственно, стать препятствием для роста частных инвестиций.

Например, при работе с бюджетом на следующие три года мы столкнулись со следующей проблемой. Соответствующая норма Налогового кодекса предполагала, что со следующего года на льготы по налогу на движимое имущество юридических лиц будет распространено правило «двух ключей». То есть, продление этой льготы передается на усмотрение регионов, в чьи бюджеты идут поступления от этого налога. 

Однако Правительство посчитало, что такое решение может увеличить налоговое бремя на ряд стратегически значимых компаний и внесло в парламент проект закона, который предусматривает продление действующей нормы еще на один год. В итоге в региональные бюджеты могут недопоступить весьма значительные суммы. И сейчас Совет Федерации и Правительство пытаются найти взаимоприемлемый компромисс по данному вопросу.

Упразднение неэффективных налоговых льгот является в настоящее время одним из основных резервов пополнения как федерального, так и региональных бюджетов. И нужно быть готовым к тому, что конфликт интересов по этому поводу будет возникать все чаще и чаще. 

Однако, как говорится в таких случаях, «дорогу осилит идущий». Для преодоления всех этих рисков потребуется мощное экспертно-аналитическое обеспечение, которое должна обеспечить отечественная экономическая наука. И я не сомневаюсь, что мы совместными усилиями справимся с этой задачей.

Благодарю за внимание.
Вернуться назад