Бюджет избавится от дефицита и подрастет

01.11.2017 в 11:36
В октябре в центре внимания общественных и политических площадок региона находился проект бюджета Ульяновской области на 2018 год. Будущий главный финансовый закон области подробно обсуждался в Общественной палате и на комитетах Законодательного Собрания. Все это, как было сказано, делалось для того, чтобы процесс формирования областной казны получился максимально открытым и понятным. Мнений было высказано множество.

В минувший вторник ЗС рассмотрело и приняло закон о бюджете в первом чтении.

Впервые в новейшей российской истории в Ульяновской области сформирован профицитный бюджет, где доходная часть превышает расходную. Объем доходов и расходов значительно увеличен по сравнению с предыдущим годом. В 2018 году наш регион начнет гасить государственный долг. Обновленная система финансовой помощи муниципальным образованиям даст им больше самостоятельности при использовании средств.

Основной показатель — качество жизни
Ученые-экономисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, какой бюджет лучше — дефицитный или профицитный. Первый вроде бы подстегивает тебя искать дополнительные доходы, чтобы профинансировать все, намеченное на год. Зато второй более понятен простому человеку и надежен. Ты планируешь жить по средствам, которые намерен заработать, да еще небольшую заначку оставить — в виде профицита. С дефицитом в казне наш регион уже жил, теперь попробует выйти в плюс. Впрочем, как отметил на публичных слушаниях губернатор Сергей Морозов, своеобразного профицита Ульяновская область уже достигала в последние годы — за счет поступления допдоходов: к концу года объем доходов всегда превышал первоначально утвержденные планы по расходам. Облбюджет 2017 года, например, на этой неделе пополнился еще на миллиард рублей, вплотную подойдя к рубежу в 50 миллиардов. В предстоящий, профицитный, год, отметил губернатор, работа по дополнительному наполнению казны из разных источников будет продолжена, и она

должна принести не менее 25 процентов доходов к запланированному.

А пока основные параметры бюджета Ульяновской области на 2018 год складываются в следующих объемах: общие доходы — почти 48,3 млрд рублей (рост к первоначально утвержденному бюджету на 2017 год составляет 9 млрд), общие расходы — 47,6 млрд рублей (выросли на 6,5 млрд). 41,2 млрд рублей составляют собственные доходы. В 2019 и 2020 годах тоже предусматривается профицит областного бюджета.

— Разрабатывая проект бюджета, мы максимально синхронизировали его логику по целевым установкам с федеральным законом, — заявил Сергей Морозов в своем выступлении на публичных слушаниях в ЗС. — Поэтому у нашего бюджета на следующий год две основные цели: увеличить доходы населения, одновременно улучшив качество жизни в регионе, и обеспечить рост экономики не менее чем на четыре процента.

В выступлении губернатора прозвучали и другие ключевые моменты очередного финансового года. Бюджет сохранит свою социальную направленность: более 70 процентов средств достанутся этой сфере. Предусматривается не только содержание сети учреждений, но и их модернизация, совершенствование системы оказания государственных услуг, повышение заработной платы персонала. В то же время облбюджет-2018 старается выдержать линию развития с существенными расходами инвестиционного характера. Финансовое обеспечение «бюджета развития» составит почти 6,5 млрд рублей, или 14,3 процента от общей суммы расходов, без учета федеральных средств. Область начнет погашение своего госдолга: планируется, что в течение следующего года он снизится на 2,8 процента и составит 24,7 млрд рублей.

Участники публичных слушаний в целом положительно оценили проект облбюджета и сложившуюся в регионе экономическую ситуацию.

К примеру, заместитель директора «Центра стратегических исследований» Олег Ягфаров отметил, что прогноз позволяет сохранять бюджетную систему устойчивой: уровень инфляции у нас сегодня самый низкий за последние несколько лет, как и уровень безработицы.

Профессор УлГУ, доктор экономических наук Александра Бобылева подчеркнула, что профицитный бюджет означает стабильность для региона, и к 2019 году, по ее мнению, этот процесс будет идти по нарастающей:

— Ожидается рост прибыли организаций, соответственно, за счет налоговых доходов мы, в первую очередь, и намерены увеличить доходную часть бюджета.

Глава администрации Старомаклаушинского сельского поселения Айрат Голяков высказал позицию руководителей муниципальных образований на примере своего поселения. Сельчан особенно порадовало увеличение финансирования программы «Народная инициатива». Для сельских территорий это означает новые возможности в решении вопросов местного значения.

— Прозвучавшие в ходе обсуждения мнения дают основание оценивать представленный областным правительством проект бюджета как весьма сбалансированный, но жесткий, требующий от всех — и государственных органов, и предприятий, и жителей области — каждодневной упорной работы. Чтобы ульяновцы на себе могли почувствовать, что экономика и бюджет не просто растут, а способствуют улучшению жизни людей, — отметил заместитель председателя ЗС, глава бюджетного комитета Валерий Малышев.

Итог кропотливой работы
Представляя проект закона о бюджете депутатам ЗС, министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая отметила, что главными доходными источниками для областного бюджета в 2018 году останутся акцизы — 32,7 процента от общего объема поступлений (13,4 млрд рублей), налог на доходы физических лиц — 25,5 процента (10,5 млрд рублей) и налог на прибыль организаций — 22,5 процента (9,27 млрд рублей). По словам министра, на поступление доходов повлияет ряд изменений. Они вырастут за счет перехода на оценку имущества по кадастровой стоимости, увеличатся сборы от акцизов и повышения транспортного налога на мощные транспортные средства. Ожидается увеличение объема штрафов за нарушение ПДД благодаря внедрению новых средств видеофиксации. Льготы предприятиям будут пересмотрены исходя из их эффективности, экономических показателей и социальной нагрузки.

Депутаты ЗС от сельских территорий поинтересовались подробностями бюджетной поддержки муниципалитетов в будущем году. Буцкая отметила, что на обеспечение бюджетной сбалансированности в муниципальные образования (МО) будет направлено больше, чем прогнозировалось на 2017 год — 12,9 млрд рублей, почти 30 процентов всех доходов облбюджета. Впервые часть целевых субсидий заменят дотациями, что позволит муниципалам самим выбирать приоритеты по использованию этих денег. Также МО получат дополнительную поддержку за активную работу по погашению недоимки в бюджет.

Комплексную оценку проекту бюджета дал председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров:

— Доходы растут, в следующем году они, без сомнения, превысят знаковые 50 млрд рублей. Солидная сумма в 2 млрд рублей предусмотрена на обслуживание госдолга региона. Однако сам госдолг начнет снижаться, продолжится замена коммерческих кредитов, чья доля сегодня велика, на бюджетные, более дешевые. Продолжится работа по снижению неэффективных льгот инвесторам. Окончательно облбюджет-2018 будет сформирован в начале следующего года, когда определится объем поддержки из федерального центра и добавятся новые суммы, которые можно будет направить на проблемные строчки расходов.

В целом, по его словам, бюджет производит неплохое впечатление, хотя, как всегда, есть ряд моментов, требующих обсуждения перед вторым чтением.

— Подготовленный проект закона — результат большой, кропотливой работы, проведенной правительством Ульяновской области при взаимодействии с депутатами Законодательного Собрания, экспертами, представителями муниципалитетов. На всех этапах подготовки было рассмотрено огромное количество вопросов, учитывались реальные возможности бюджета, прогнозные суммы. Мы видим, что приоритетом бюджета остается его ярко выраженная социальная направленность. Это логично, ведь главными принципами в работе над бюджетом 2018 года для Законодательного Собрания стали наказы избирателей. Очень важно, что проект бюджета рассматривается со столь весомой цифрой в доходной части и ростом доходов по сравнению с бюджетом текущего года. Это подтверждает эффективность деятельности региональной власти, — подвел итог первого этапа председатель Законодательного Собрания Анатолий Бакаев.

В ноябре областному парламенту предстоит вновь вернуться к этому вопросу и рассмотреть бюджет во втором чтении. До того времени в профильных комитетах ЗС будет идти детальное обсуждение расходных статей.

Виктор ГОНЧАРОВ

Мнения о бюджете
Ростислав Эдварс, руководитель фракции «Единая Россия» в ЗС:
— Депутаты поддержали бюджет в первом чтении исходя из того, что он не просто сбалансированный, а профицитный. У нас будут дополнительные доходы, и мы их согласно бюджетному правилу, которое сейчас вводится, будем направлять в первую очередь на выполнение указов президента. Уже сейчас мы понимаем, что это вопросы, связанные с выплатой заработной платы. В бюджете-2018 также найдут отражение те приоритетные направления, которые связаны с исполнением наказов избирателей.

Алсу Садретдинова, председатель комитета ЗС по строительству:
— Наш комитет детально рассмотрел госпрограммы и приоритетные направления, которые касаются развития профильных отраслей — строительства, промышленности, транспорта и дорожного хозяйства. Среди основных направлений — проект «Губернаторская ипотека», по которому поступает огромное количество заявок. Обеспечение доступным и комфортным жильем является важнейшей задачей строительной отрасли. Мы будем настаивать, чтобы сумма на 2018 год была увеличена с 20 до 30 млн рублей. Огромное количество обращений касается переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Пока на это заложены минимальные средства, но мы полагаем, что сумма софинансирования будет увеличена за счет федерального бюджета. Данная программа затрагивает работу многих отраслей, дает толчок развитию строительной отрасли — это и жилье, и новый архитектурный облик, и благоустройство.

Виктор Антипов, председатель комитета ЗС по аграрным вопросам:
— В следующем году бюджет аграриев будет значительно выше, чем в 2017-м. У правительства страны и региона есть понимание того, что каждый рубль, который вкладывается в сельскохозяйственный сектор, приносит до 18-20 рублей в доходную часть бюджета. Большой урожай, который собран в этом году в нашем регионе, говорит о том, что деньги государственной поддержки возвращаются сторицей. Увеличение финансирования, конечно, радует, но одновременно накладывает большую ответственность. В первую очередь, за счет бюджета поддерживаются два мощных направления: развитие животноводства и переработка сельхозпродукции. Мы надеемся, что продолжится работа по модернизации хлебпрома, увеличится участие местных аграриев в поставке пивоваренного зерна на пивные заводы региона. Эти новые направления хорошо профинансированы в бюджете будущего года. Конечно, у нас есть недостатки. Если аграрный сектор приносит областной казне серьезные доходы, то промышленное рыбоводство — лишь несколько тысяч рублей в год. Лесное хозяйство — всего 95 млн рублей в год. Экология, добыча новых полезных ископаемых тоже должны работать на бюджет. Этим наш комитет будет активно заниматься.

"Симбирский курьер", 27 октября 2017 года  
Вернуться назад